«Пустая музыка» Равеля

«Болеро» - одно из самых известных и узнаваемых произведений французского композитора Мориса Равеля, написанное в 1928 году. Оно было создано по заказу великой российской балерины Иды Рубинштейн и основывалось на мотиве испанского национального танца, характеризующегося строгим ритмом и тактом.Joseph Maurice Ravel Практически за целое столетие интерес к «Болеро» любителей классической музыки и танца и популярность среди широкой публики не были утрачены. Это легко объясняется прекрасной, запоминающейся темой и неординарностью общего рисунка произведения. Как бы это ни было парадоксально, но после создания «Болеро» Морис и не предполагал какого успеха достигнет сие творение его разума. Можно даже отметить, что он был огорчен заинтересованностью публики именно этим его произведением, потому что не считал его вполне серьёзным, в меру профессиональным и отзывался о нем, как о пустом, слабо написанном вздоре. Однако именно оно подарило ему бессмертную всемирную славу и признание.
 
Удивительная фигура произведения завораживает и удерживает внимание слушателя все 15 минут, повторяя одну и ту же вариацию в одном и том же темпе (в оригинальном исполнении). Это поистине настоящее воплощение прирожденного таланта в соединении с неподдельным вдохновением композитора. На протяжении всего звучания слушатель, даже не подготовленный, не устает от однообразия мотива, так как его сила изливается на человека только в самом конце «Болеро», как медленно развивающееся природное явление, вроде цунами или грозы. Такой эффект создает впечатление эволюции чувств от рождения до их кульминационной точки развития, поэтому вместе с звучанием меняется духовный настрой слушателя, кажется, будто пробуждается из недр некая моральная сила, ведущая к победе над всеми препятствиями жизни.
 
«Болеро» вызвал настоящий фурор не только среди любителей музыки, но и среди ценителей танца. Еще сам Равель видел сюжет балета под свою музыку. Представлялся ему завод, множество рабочих, выходящих с очередной смены, всех их заманивало чарующее действие его ритмичного произведения, и они начинали танцевать. И именно неизменяющийся ритм должен был создать эффект повседневности, цикличности жизни. Но один из знаменитейших дирижеров мира итальянец Тосканини имел храбрость ускорить темп «Болеро». Долго Равель не мог смириться с подобным изменением, ведь он был очень педантичен и строг к точности и технике исполнения своих произведений. Никто до Тосканини не дерзнул привнести свое видение в музыку композитора, пусть даже оно бы и являлось эффектным ей дополнением. Но в конце концов, Равель, проявляя уважение к таланту и мастерству Тосканини, дал свое согласие на легкое убыстрение звучания «Болеро». Стало намного легче играть, ведь раньше сам оркестр, сдерживаемый строгой рукой дирижера, норовил оживить музыку темпом. И все равно, правда уже после смерти композитора, его хореографическая задумка была воплощена в жизнь, и пользовалась большим успехом среди публики.
 
Ида РубинштейнСейчас же мы знаем немного другой балет на музыку Равеля. Его сюжет берет начало еще с адресата «Болеро» - с Иды Рубинштейн. Она и впоследствии крупнейший хореограф ХХ века – Морис Бежар увидели в этой музыке более простую и жизнерадостную историю: таверна, где каждый из пришедших запивает свое горе алкоголем, и молодая девушка, начинающая свой танец на большом столе. Никто из мужчин поначалу не замечает юной девы, которая медленно и плавно двигается, как под гипнозом, не давая воли ни чувствам, ни эмоциям, ни возрождающимся внутри порывам. Но по мере танца мужчины начинают оборачиваться на нее, замечая отточенность, резкость, строгость, но в то же время выразительность ее движений. Их увлекает ее танец. Они встают со своих насиженных мест и подходят к краю большого стола. Начинается общий танец. Мужчины, подражая девушке, двигаются в унисон, как одно целое, будто забывая свои проблемы и невзгоды под чарами музыки и танца. Танцовщица в это время уже более раскрепощенно и быстро рисует слова на языке танца, лицо её начинает выражать удовлетворение. В конце балета выступление девушки не оставляет уже никого равнодушным: она страстно увлечена своей миссией поднять дух в этих падших душах. Желание танцовщицы исполняется: по завершении своего представления все посетители кабака были у ее ног, словно она явилась их спасением и чем-то божественным в этом мрачном мире.
 
«Болеро» содержит в себе бесконечное множество идей для их воплощения. Это и тема поднимающегося восстания, и возрождения давно утерянных чувств, и рутинности, и обыденности повседневности, и накаляющейся до предела страсти, и увлеченности одной идеей… Каждый услышит в нем свой мотив, свой сюжет. Музыка так энергична, так созвучна с нашим волнующимся сердцебиением, что она отзывается в нас в троекратном размере, создавая невероятное впечатление победы, свободы и движения.

«Болеро» Мориса Равеля

Автор: Юлия Ермошина.

Возврат к списку