Аллилуйя любви
В марте 1806 года Николай Резанов со своей командой после утомительного и, казалось, бесконечного плавания по просторам Тихого океана на двух кораблях «Юнона» и «Авось» пришвартовался к побережью Сан-Франциско. Мотивы его экспедиции были сугубо политическими: установление торговых отношений с Испанией для обеспечения продовольствием российских колоний. Он достиг поставленных целей за короткий срок и с впечатляющим успехом сумел наладить отношения с высокопоставленными персонами испанского двора. Но не только удача сего предприятия служила подарком для российского консула. Консепсьон Аргуэльо или сокращенно Кончита – дочь коменданта крепости Сан-Франциско – явилась еще одним даром, забранным Николаем с американского континента. Сердце пятнадцатилетней девушки было покорено сладкими речами Резанова о прекрасной жизни в России, и она, руководствуясь расчетливостью и выгодой данного союза, согласилась на предложение руки и сердца. Но и Николай Резанов, будучи человеком зрелых лет, не был без памяти влюблен в Кончиту, он так же преследовал свои интересы и интересы России от этого брака. Но их союзу не суждено было заключиться. После помолвки Резанов отправился в Россию за разрешением на брак, и ровно через год, 1 марта 1807 года, Николай умер от простуды в Красноярске. Несчастная Кончита не дождалась своего суженого, ведь «возвращаться плохая примета».
История любви русского путешественника и юной испанки покорила сердце Андрея Вознесенского, и он создает поэму под названием «Авось!». Спустя какое-то время счастливый случай свел вместе трех талантливых людей: Марка Захарова, Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского, плод их совместной работы был наречен именами двух кораблей «Юнона» и «Авось». Спектакль, в отличие от других постановок того времени, сразу был допущен до сцены и имел небывалый успех. Не только российская публика оценила по достоинству сочетание красивой истории, легшей в основу либретто оперы, религиозных мотивов, запоминающихся мелодий и текстов арий, но и иностранная, которая также увидела это творение во время гастролей театра «Ленком».
Рок-оперу ждали огни рампы, битком набитые зрительские залы, звук рукоплесканий на поклонах, но истинное удовольствие от качества исполнения партий можно было ощутить лишь на записях грампластинки, которую выпустила фирма «Мелодия», а в последствии «Бомба Мьюзик». Сценическая игра, выражение чувств мимикой, жестами – удел актеров, а поражающая сила голоса, потрясающее сочетание музыки и человеческого дара петь – удел певцов. Поэтому, чтобы прочувствовать глубину переживаний героев через исполнение их арий, нужно услышать поставленные голоса. Одна ария Пресвятой Девы, исполняемая Жанной Рождественской, заставляет содрогнуться все струны души, настолько сильна ее верхняя ми-бемоль третьей октавы. Главную роль в раскрытии образа Резанова сыграл неоспоримый талант Геннадия Трофимова. Голос его поражал и самого композитора оперы, утверждающего, что он «богаче любого инструмента». Итог один: чтобы ощутить актерское мастерство и получить удовольствие от оригинального исполнения рок-оперы (ведь ставилась она именно для театра), нужно ее видеть на сцене, а чтобы прочувствовать гармоничное единение голоса и мелодии в идеальных чертах, нужно ее слушать на записи студийной пластинки.
Опера начинается со смерти жены Резанова, это горе заставляет Николая вспомнить о своей любви к лику Казанской Божьей Матери, к ее глазам цвета вишни. Именно в тот момент он понял, что лишь «божественная» любовь была истинным чувством в его жизни. Он корит себя за столь дерзостные мысли, за смелый взгляд на икону, вместо робкого отведения взора от глаз святой, но не может ничего сделать с измученным с юности сердцем. Однажды, видением явилась к нему Дева Святая, она успокоила душу Николая, благословила его на предстоящее плавание и пообещала молиться за него.
Плавание было изнурительно долгим, песня матросов явно говорит о тяжелых условиях жизни на корабле, о жестокости моря, о сладких воспоминаниях прошлого, приходящих так часто по мере рассечения волн мысом корабля. Эта часть оперы посвящена страданиям сильных людей, находящихся на грани своих возможностей, на сломе своего внутреннего стержня обстоятельствами, доведшими до отчаяния. Не все доплыли до цели путешествия. Одних свалила цинга, другие были погублены простудой, а кто и добрался до берега Сан-Франциско, еле смог стоять на ногах.
Прибытие российской команды совпало с событием, ставшим впоследствии для Резанова судьбоносным. Бал в честь шестнадцатилетия дочери испанского губернатора преподнес Кончите явно неожиданный подарок. Её красота взяла в плен уставшего от душевных мытарств и утомительного плавания Николая, он пригласил девушку на танец под знаменитую песню «Белый шиповник». Её трагизм и в то же время восхваление сильнейшего чувства – любви способны растрогать самые черствые сердца, а для Резанова, глубоко влюбленного только лишь в образ святой, было достаточно одного куплета, чтобы познать еще раз любовь земную.
Резанов, ведомый чувством сильнее голоса разума, входит в спальню Кончиты. Она, смущенная вниманием русского путешественника на балу и обуреваемая ощущениями более сильными, чем те, что испытывает, находясь в обществе своего жениха Федерико, молится у себя в комнате, чтобы освободил Господь её от мук сердечных и простил за допущенные вольные помыслы. Кончиту испугал Николай. Он исполняет арию «Ангел стань человеком» настолько проникновенно и чувственно, что не понимающая ни слова по-русски девушка отзывается на его мольбу и забывает о просьбах своей молитвы. Она стала земной, стала человеком.
Николай на следующее утро осознал свою ошибку, совершенную под действием непреодолимого влечения, но не убежал от ее последствий. Осуждение, угрозы и угрызения совести падали на Резанова, как внезапный летний ливень после жаркого, упоительного вечера. Кончита, будучи глубоко религиозной, не смогла сдержать в тайне свой ночной грех и на исповеди раскаялась Пастеру. Родители и жених были в ужасе от подобного поведения русского посла, и политическое дело, которое должен был выполнить Резанов, встало под вопросом. Оскорбленный Федерико вызвал на дуэль самозванца и поплатился за возвращенную честь, но перед смертью наказал Николаю остаться с Кончитой, потому что любовь ценится ею выше жизни.
Помолвка состоялась под возгласы гуляющих русских матросов и романс «Я тебя никогда не забуду». Кончита молит Николая взять её с собой в Россию, будто чувствуя сердцем, что приближающаяся разлука никогда не закончится. Но он отчалил от порта Сан-Франциско один.
Каждый день в течение тридцати пяти лет «ангел Сан-Франциско» ставила свечку в окне своей кельи в надежде, что она осветит путь возлюбленного к ней. Но напрасны были ее ожидания возлюбленного. Не добравшись до Санкт-Петербурга, где он должен был получить разрешение на венчание с иноверкой, Николай Резанов умирает от простуды. На смертном одре его душераздирающая ария, возносящаяся к Богу, о целой жизни ожидания всходов счастья, что посеял Господь, о беспомощности перед смертью, о не услышанных молитвах, которые он посылает со столь сильной жаждой получить ответ, говорит о страхе перед неизвестностью, который выражается именно в проклятиях умирающего. Кончита же спокойно и покорно отдала свою жизнь Богу, не изменив многолетней традиции оставлять светоч любви своей в окне.
Финал требует особого описания. «Аллилуйя любви» стала лейтмотивом всей оперы. Она подводит итог всему сюжету, говорит о вечности, о святости любви, жизни, согласия между людьми. Несмотря на трагический конец истории Николая и Кончиты, песня воспевает их души, воссоединенные на небесах, делая финал счастливым, благословляет будущие поколения на любовь – главное, для чего существует жизнь земная, и чего нельзя забывать под гнетом неурядиц и раздоров. Конец оперы «Юнона и Авось» есть призыв хранения мира на Земле, есть восхваление лучшей жизни будущих детей, есть воспевание вечности любви.
Автор: Юлия Ермошина.
История любви русского путешественника и юной испанки покорила сердце Андрея Вознесенского, и он создает поэму под названием «Авось!». Спустя какое-то время счастливый случай свел вместе трех талантливых людей: Марка Захарова, Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского, плод их совместной работы был наречен именами двух кораблей «Юнона» и «Авось». Спектакль, в отличие от других постановок того времени, сразу был допущен до сцены и имел небывалый успех. Не только российская публика оценила по достоинству сочетание красивой истории, легшей в основу либретто оперы, религиозных мотивов, запоминающихся мелодий и текстов арий, но и иностранная, которая также увидела это творение во время гастролей театра «Ленком».
Рок-оперу ждали огни рампы, битком набитые зрительские залы, звук рукоплесканий на поклонах, но истинное удовольствие от качества исполнения партий можно было ощутить лишь на записях грампластинки, которую выпустила фирма «Мелодия», а в последствии «Бомба Мьюзик». Сценическая игра, выражение чувств мимикой, жестами – удел актеров, а поражающая сила голоса, потрясающее сочетание музыки и человеческого дара петь – удел певцов. Поэтому, чтобы прочувствовать глубину переживаний героев через исполнение их арий, нужно услышать поставленные голоса. Одна ария Пресвятой Девы, исполняемая Жанной Рождественской, заставляет содрогнуться все струны души, настолько сильна ее верхняя ми-бемоль третьей октавы. Главную роль в раскрытии образа Резанова сыграл неоспоримый талант Геннадия Трофимова. Голос его поражал и самого композитора оперы, утверждающего, что он «богаче любого инструмента». Итог один: чтобы ощутить актерское мастерство и получить удовольствие от оригинального исполнения рок-оперы (ведь ставилась она именно для театра), нужно ее видеть на сцене, а чтобы прочувствовать гармоничное единение голоса и мелодии в идеальных чертах, нужно ее слушать на записи студийной пластинки.
Опера начинается со смерти жены Резанова, это горе заставляет Николая вспомнить о своей любви к лику Казанской Божьей Матери, к ее глазам цвета вишни. Именно в тот момент он понял, что лишь «божественная» любовь была истинным чувством в его жизни. Он корит себя за столь дерзостные мысли, за смелый взгляд на икону, вместо робкого отведения взора от глаз святой, но не может ничего сделать с измученным с юности сердцем. Однажды, видением явилась к нему Дева Святая, она успокоила душу Николая, благословила его на предстоящее плавание и пообещала молиться за него.
Плавание было изнурительно долгим, песня матросов явно говорит о тяжелых условиях жизни на корабле, о жестокости моря, о сладких воспоминаниях прошлого, приходящих так часто по мере рассечения волн мысом корабля. Эта часть оперы посвящена страданиям сильных людей, находящихся на грани своих возможностей, на сломе своего внутреннего стержня обстоятельствами, доведшими до отчаяния. Не все доплыли до цели путешествия. Одних свалила цинга, другие были погублены простудой, а кто и добрался до берега Сан-Франциско, еле смог стоять на ногах.
Прибытие российской команды совпало с событием, ставшим впоследствии для Резанова судьбоносным. Бал в честь шестнадцатилетия дочери испанского губернатора преподнес Кончите явно неожиданный подарок. Её красота взяла в плен уставшего от душевных мытарств и утомительного плавания Николая, он пригласил девушку на танец под знаменитую песню «Белый шиповник». Её трагизм и в то же время восхваление сильнейшего чувства – любви способны растрогать самые черствые сердца, а для Резанова, глубоко влюбленного только лишь в образ святой, было достаточно одного куплета, чтобы познать еще раз любовь земную.
Резанов, ведомый чувством сильнее голоса разума, входит в спальню Кончиты. Она, смущенная вниманием русского путешественника на балу и обуреваемая ощущениями более сильными, чем те, что испытывает, находясь в обществе своего жениха Федерико, молится у себя в комнате, чтобы освободил Господь её от мук сердечных и простил за допущенные вольные помыслы. Кончиту испугал Николай. Он исполняет арию «Ангел стань человеком» настолько проникновенно и чувственно, что не понимающая ни слова по-русски девушка отзывается на его мольбу и забывает о просьбах своей молитвы. Она стала земной, стала человеком.
Николай на следующее утро осознал свою ошибку, совершенную под действием непреодолимого влечения, но не убежал от ее последствий. Осуждение, угрозы и угрызения совести падали на Резанова, как внезапный летний ливень после жаркого, упоительного вечера. Кончита, будучи глубоко религиозной, не смогла сдержать в тайне свой ночной грех и на исповеди раскаялась Пастеру. Родители и жених были в ужасе от подобного поведения русского посла, и политическое дело, которое должен был выполнить Резанов, встало под вопросом. Оскорбленный Федерико вызвал на дуэль самозванца и поплатился за возвращенную честь, но перед смертью наказал Николаю остаться с Кончитой, потому что любовь ценится ею выше жизни.
Помолвка состоялась под возгласы гуляющих русских матросов и романс «Я тебя никогда не забуду». Кончита молит Николая взять её с собой в Россию, будто чувствуя сердцем, что приближающаяся разлука никогда не закончится. Но он отчалил от порта Сан-Франциско один.
Каждый день в течение тридцати пяти лет «ангел Сан-Франциско» ставила свечку в окне своей кельи в надежде, что она осветит путь возлюбленного к ней. Но напрасны были ее ожидания возлюбленного. Не добравшись до Санкт-Петербурга, где он должен был получить разрешение на венчание с иноверкой, Николай Резанов умирает от простуды. На смертном одре его душераздирающая ария, возносящаяся к Богу, о целой жизни ожидания всходов счастья, что посеял Господь, о беспомощности перед смертью, о не услышанных молитвах, которые он посылает со столь сильной жаждой получить ответ, говорит о страхе перед неизвестностью, который выражается именно в проклятиях умирающего. Кончита же спокойно и покорно отдала свою жизнь Богу, не изменив многолетней традиции оставлять светоч любви своей в окне.
Финал требует особого описания. «Аллилуйя любви» стала лейтмотивом всей оперы. Она подводит итог всему сюжету, говорит о вечности, о святости любви, жизни, согласия между людьми. Несмотря на трагический конец истории Николая и Кончиты, песня воспевает их души, воссоединенные на небесах, делая финал счастливым, благословляет будущие поколения на любовь – главное, для чего существует жизнь земная, и чего нельзя забывать под гнетом неурядиц и раздоров. Конец оперы «Юнона и Авось» есть призыв хранения мира на Земле, есть восхваление лучшей жизни будущих детей, есть воспевание вечности любви.
Автор: Юлия Ермошина.
«Юнона и Авось» фирмы «Мелодия» | «Юнона и Авось» фирмы «Бомба Мьюзик» |