Во власти Enigma

Во власти Enigma
Это будет экскурс в манящий мир самой таинственной музыки столетия, чей жанр не был найден среди существующих ранее. Музыкальный проект Enigma формировался не для создания обыденных песен и инструментальных композиций, он видел своей целью дать миру музыку, пробуждающую глубинные эмоции, направленную на сакральную тематику, открывающую в слушателе неизведанные стороны собственной души. Имена создателей проекта, исполнителей и музыкантов должны были держаться в секрете, предполагая, что люди будут воспринимать их творения как нечто, ниспосланное потусторонним миром, свободное от земной жизни. К сожалению, мир все же узнал о составе Enigma через судебное разбирательство о незаконном использовании григорианских хоралов в одном из своих альбомов, но из уважения к замыслу проекта упоминаться их имена в этой статье не будут.
Каждый диск индивидуален: на протяжении истории проекта были созданы альбомы, резко отличающиеся друг от друга по жанру, композиционному строю произведений и их тематической направленности. Было сложно определить стиль столь разнообразной музыки, поэтому критики создали новый жанр, названный в честь новатора, Энигматик. Проект Enigma стал вдохновением для последующих групп, творящих подобную музыку, но отнюдь не более оригинальную: Era, Gregorian и т.п.
Само название ведет свои корни от древнегреческого языка и в переводе дословно означает «загадка». Авторы проекта хотели передать им незыблемую связь времен, никем не разгаданную тайну музыкальной силы и ее влияния на человеческий разум. Именно гениальная совокупность различных звуков, которая использовалась при создании композиций Enigma, позволяет отвлечься от повседневного умственного груза и вспомнить о высшем предназначении человеческого сознания.
Более чем за 20 лет существования Enigma выпустила 7 альбомов. Уже по их заглавиям можно судить о разноликости и таинственности проекта: использование разных языков (английский, французский, латинский), зашифрованных на старинный манер дат выхода альбомов (MCMXC a.D. (1990)), исторических фраз (Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!), философских терминов (A Posteriori) создает впечатление прикосновения к чему-то запретному, безвременному, будто к древней священной книге с множеством глав. Каждый диск имеет оригинальное, нетипичное оформление обложки: восточные мотивы (A Posteriori, Seven Lives Many Faces), внеземные элементы (сочетание человеческого и инопланетного тел) (Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!); первый альбом (MCMXC a.D.) отличался живописным оформлением на религиозную тему, а второй (The Cross of Changes) – мистическим рисунком мужского силуэта в незамкнутом круге света.
Явные вокальные партии встречаются не во всех композициях, но с эволюцией проекта их количество увеличивается. В равной степени используются мужские и женские голоса, часто для придания большей чувственности и страсти в песнях можно уловить приглушенный бэк-вокал, выражающийся в нежных вздохах и придыханиях. В общем сказать о музыке проекта сложно в связи с разносторонностью, переходящей из альбома в альбом, жанра. Нужно отбросить все лишнее, все земные проблемы и рутинные задачи и услышать, открыть в каждом диске индивидуальность, разгадать сокрытую в нем загадку.

MCMXC a.D.Первый диск «MCMXC a.D.» завораживает мужским хоровым пением, роднящим музыкальные композиции со священными хоралами. Песни объединяют в себе современный ритм, звучащий непрерывно, являющийся как бы основой для художественного оформления, и этнические инструментальные вставки с то приближающимися, то отдаляющимися голосами. Много внимания уделено природному началу звуков: можно на некоторых моментах уловить птичий щебет, разговоры и детский смех, доносящиеся будто из поселения аборигенов, мелодию дождя и ручья, сердечный ритм. Также в песне «Mea Culpa» ярче, чем в остальных, прослеживается тема церкви и религии: колокола, мерная барабанная дробь, как при шествии на эшафот, глас раскаивающейся девушки и строгий, беспристрастный ответ одного из служителей Бога. Альбомная тематика сочетает высшую духовную сущность человека с грешной плотью, тянущейся к удовлетворению своих греховных потребностей. Композиции по мере звучания вводят слушателя в состояние искушения, особенно песней «Principles Of Lust», к которой написан проникнутый чувством страсти текст, и искупления, песней «Sadeness», где больше, чем в других, звучат вознесенные к небесам хоровые молитвы.  Альбом завершается песней «Rivers Of Belief», исполняемой сильным мужским голосом с приятной нотой хрипотцы, говорящим о возвращении к вере сквозь тернии человеческих слабостей.

The Cross Of Changes«The Cross Of Changes» – альбом, посвященный самой сути человеческой жизни, ее закономерностям и ходу времени, ее главному составляющему – любви. Песни «The Eyes Of Truth», «Return To Innocence», «Silent Warrior» и «Age Of Loneliness» отличают земные, несколько этнические голоса мужчин и женщин. Их пение будто способно дать ответы на вечные вопросы человечества, после его прослушивания не страшно жить, не страшно действовать в жестоком современном мире, оно напоминает о глубоких корнях, связывающих всех людей на Земле, о всеми забытой истине братства и любви к ближнему. «I Love You…I,ll Kill You» совершенно иная по тематике и оформлению песня: много внимания в ней уделено современным звукам и инструментам. Женский таинственный голос будто ведет прямой диалог со слушателем, пробуждая его сокровенные чувства и эмоции. Также и песня «Out From The Deep» воспринимается как композиция, взятая у одной из рок-групп; ее музыкальное сопровождение в полной мере удовлетворяет современным стандартам: долгие рулады на бас-гитаре, четко выраженный ритм барабанов, стандартное построение текста с куплетом и припевом. Такое необычное для одного проекта совмещение стилей говорит о разнонаправленности песен, о идеи единения совершенно не похожих друг на друга людей великой силой музыки.
 
Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!Третий альбом «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!» можно трактовать как послание из космоса: и начало, и конец его оформлены звуками приборов галактических кораблей, электронными человеческими голосами, медленно, заворожённо читающими текст.  Но лишь две песни создают такое впечатление, остальные крайне мелодичны и эмоциональны. «Beyond The Invisible» гармонична во всех ее проявлениях. В ней собрана вся Enigma. От восхитительных духовых инструментов с хоровым пением на манер этнического ритуала до чувственного мужского соло и молитвы монаха. Песня зовет в неизведанное, приоткрывая некую тайну мироздания. Сначала нежно, как колыбельная, она крадется, увлекая слух, затем все быстрее набирая обороты, кружит в танце звуков и голосов, а в конце медленно испаряется в воздухе и исчезает. Сразу за ней появляется следующий образ - образ раскаяния и боли. Песня «Why?...» Эффект разрывающегося от сожаления сердца создает гениальный голос певца, настолько тонко и проникновенно передающего страдания человека, переполненного горем. Удивительно, но мотив аккомпанемента в этой песне практически отсутствует: барабанная дробь отбивает один простой такт на протяжении всего звучания. Поэтому силой и красотой песни мы всецело обязаны певцу. «The Child In Us» с первых нот рисует вокруг слушателя мирный пейзаж с речной гладью воды, ясным небосводом и ленивым шелестом листвы на ветвях. Невероятно спокойная и нежная композиция погружает в состояние неземного умиротворения и баланса. Женские голоса с восточными переливами и японские духовые разливают по телу солнечную силу, пробуждают светлые мысли и чувства. Осторожными, настораживающими нотами начинается следующая песня «T.N.T. For The Brain», ее манящая таинственность увлекает, огромное количество звуков в сочетании завладевает разумом. Загадочный приглушенный женский голос создает неподдельный шарм и бархатистость на резком музыкальном фоне, что заманивает внимание слушателя независимо от его желания. Третий альбом по задумке авторов должен был вобрать лучшие черты двух первых дисков-родителей. Именно поэтому он составлен из столь разнообразных композиций, каждая из которых является совершенством в своей тематике.
 
The Screen Behind The MirrorСледующим творением Enigma стал альбом «The Screen Behind The Mirror», главной темой и вдохновением на создание которого стала кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Она открывает в первой песне «The Gate» мир четвертого диска и создает определенное настроение грустной торжественности. Песня «Push The Limits» оправдывает свое название четким, все ускоряющимся темпом и музыкальным мотивом фона с нередкими вставками потустороннего женского голоса, проникающего в глубины подсознания. При прослушивании ее чувствуешь борьбу, нескончаемое сопротивление установленным порядкам, стремление одержать победу над собой, над своими внутренними границами.  Следующая композиция «Gravity Of Love» погружена в красивую тоску великого чувства. Хор, исполняющий одну из частей произведения Орфа, сильный голос девушки, вопрошающий услышать ее мольбы о познании настоящего притяжения любви, создают проникновенную картину душераздирающей печали, недостигнутого совершенства. Песня «Modern Crusaders» поражает своей мощью, которая открывается в полной мере только в середине. Эмоционально кричащее мужское соло перемежается с отрывками из «Кармина Бурана», и все это заключено в быстрый ритм, держащий напряжение до конца звучания. Одной из интересных черт оформления песни «Traces» являются совершенно незатейливые звуки чиркнувшей спички и падения капли в воду. Создание состояния отдыха от мятежного настроя композиций альбома возложено на японские духовые инструменты и племенные песнопения, использование которых является визитной карточкой первых дисков Enigma.

VoyageurАльбом «Voyageur» стал переломным в творчестве Enigma. В прошлое канули хоровые и этнические мотивы, природные звуки, традиционные музыкальные инструменты. Enigma вышла на новый уровень: композиции стали приобретать более современный характер, начинается электронная игра с человеческим голосом, который может быть использован и вместо аккомпанемента, возрастает подвижность ритмов песен, поэтому они стали походить на танцевальные. Порой появляется ощущение хаоса и беспорядка в звуках: разбросанные неаккуратно по воздуху, они существуют независимо друг от друга в песне. Одной из самых известных композиций диска является «Boum-Boum», отличающаяся интересным текстом и живым темпом. Песню можно представить лишь языком тела, настолько ее такт проникает внутрь слушателя и, как водитель ритма в сердце, разносит возбуждение по мышцам, воплощающим его в движениях. Отличается от остальных песен альбома «Total Eclipse Of The Moon» своей медленной лиричной темой. Она и начинается весьма оригинально - возрастающим шумом инструментов перед игрой классического произведения. Песня коротка, но за время своего звучания успевает изобразить театральную сцену, симфонический оркестр и певца, изливающего свою душу зрительному залу через арию. Песня «Following The Sun» имеет некоторый отголосок из прошлого альбома: тематику свободы и воли, будоражащий дух характер исполнения сольных партий и построение схожее с «Gravity Of Love».  Для поклонников стиля предыдущих альбомов, «Voyageur» стал небольшим разочарованием, но он возымел успех среди новой широкой публики, ранее не заинтересованной в проекте.
 
A PosterioriШестой альбом «A Posteriori» по стилю похож на предыдущий, правда с некоторыми украшениями, взятыми из первых четырех дисков, в виде восточного мужского вокала в «Eppur Si Muove», «20.000 Miles Over The Sea», красивого гитарного перебора и отголоска хора в «Invisible Love» и «The Alchemist».  В нем преобладают современные ритмы и эффекты; мало что роднит Enigma 2006 года с Enigma до миллениума. Композиции большей частью носят несколько вызывающий, непреступный характер, их уже сложно назвать подвижными и заводящими тело на танец. Они будто хранят в себе страшные тайны, которые никому никогда не откроются. Но последняя песня «Goodbye Milky Way» достаточно добродушна и светла. Она походит на колыбельную вместе со сладким, любимым поклонниками Enigma голосом, приглушенным ритмом и сказочным мотивом. Она явилась тем связующим мостиком между двумя периодами творчества проекта, который, несомненно, покорил сердца как заслуженных фанатов, так и недавно примкнувших к ним.

Seven Lives Many FacesПоследний альбом «Seven Lives Many Faces» вобрал в себя лучшее сочетание старых традиций Enigma с новшествами, присущими в избытке двум предыдущим дискам. Они гармонично соединились в двенадцати композициях, которые слушаются на одном дыхании. Здесь снова можно услышать естественные звуки дождя, шум ребятни, хоровые вставки, придающие торжественность в единстве с четкими ритмами, настоящие музыкальные инструменты, этническое пение. Одноименная с диском песня «Seven Lives» выдержана в стиле современно обработанной классики, но не меньшую роль в ней играют восточные проигрыши, всегда добавляющие загадочности и шарма композициям. Многое в ней играют голосовые комбинации, то создающие, вместо ударных, ритм, то исполняющие краткий речитатив, то восторженно поющие. Большой интерес представляет песня «The Same Parents». Новой деталью является использование детского голоса, передающего хрупкость мира маленьких людей, его беззащитность, его святую чистоту. Композиция посвящена междоусобицам, в которых погряз весь наш земной шар из-за разницы культур народов. Дети лучше понимают ту простую истину о единстве всех людей на свете, что со временем забывается и притупляется у взрослых, поэтому именно проникновенный голос ребенка, красивое мелодичное оформление и благая тематическая направленность делают эту песню исключительной. Неземной красотой отличается песня «La Puerta Del Cielo», в которой завораживающий голос женщины воспевает рай, находящийся вокруг нас. Как пение на каталонском языке кажется прекрасным в своем обилии гласных и художественном дрожании голоса певицы, так и сама суть песни открывает слушателю мир, где все совершенно: от журчания горного ручья и крика филина до запаха прелой соломы и песни сверчков. Истинное удовольствие можно получить от прослушивания инструментальной композиции «Deja Vu». Ее японский стиль с изящными вкраплениями вокальных моментов из первых альбомов оправдывает замысловатое название. Спокойное течение композиции можно сравнить с мерным движением вод реки на равнине. Кажется, что время подвластно ей и она его замедляет.

Сердце Enigma продолжает биться и по сей день. В планах создателей проекта выпуск нового восьмого альбома. И каким он будет – загадка, которую предугадать невозможно.

Автор: Юлия Ермошина.

Возврат к списку