Волшебный мир «Пера Гюнта»

В 1867 году мир увидел пьесу «Пер Гюнт», которую быстро осудил за некое моральное и физическое уродство фольклорных героев Норвегии. Единственным персонажем, которому Ибсен придал внутреннюю и внешнюю красоту, была Сольвейг – олицетворение преданности, любви и верности в жестоком мире пьесы. Но ее образ терялся и растворялся в произведении: слишком робкой и хрупкой была ее душа на фоне безобразного окружения похоти, жадности и эгоизма.

В день премьеры пьесы с музыкой в 1876 году произошло возрождение творения Ибсена и распускание бутона известности Грига. «Пер Гюнт» Грига настолько оживил и подчеркнул лучшее в сюжете ненавистного произведения, что взгляды на его счет поменялись на противоположные. Музыка открыла в пьесе глубину чувств, превратила ее из показа пороков человечества в удивительную сказку с мистическими героями, для каждого из которых был трепетно создан портрет из нот и звуков. Сюиты Грига также подчеркнули важность многих, на первый взгляд незаметных моментов пьесы, чтобы она не казалась бессмысленной сменой персонажей в путешествии главного героя.
В настоящее время музыкальное сопровождение пьесы «Пер Гюнт» состоит из восьми композиций, объединённых в две сюиты. Каждая композиция уникальна, каждая создает определенное настроение; слушающий как бы погружается в неведомый до этого момента мир волшебной сказки Ибсена. Любая часть двух сюит настолько самостоятельна и оригинальна, что может расцениваться как отдельное произведение с собственным мотивом и сюжетом. Многогранность музыки Грига поражает и восхищает: от нежных пасторальных мотивов «Утреннего настроения» до величественных и грозных звуков композиции «В пещере горного короля». Именно видение и передача в музыке таких разнообразных настроений и определяет гениальность создателя произведения.

Самой трагичной частью сюит является «Смерть Озе». Григ также использует градацию музыкальной темы, этим он еще больше подчеркивает тоску и отчаяние главного героя в связи со смертью матери. Переход от тихих моментов композиции к основной теме создает впечатление обреченности, судьбоносности происходящего, немой печали. В ней все: и последние слова матери, и зов о помощи, и агония, и тяга к жизни, и слабое угасание, и слезы сына, и горький предсмертный вздох. Не только Пер Гюнт скорбит по умирающей на его руках, скрипки, виолончели тоже плачут, кричат о закате человеческой жизни, а в конце тихо стонут и сникают вовсе, оставляя лишь чуть заметный след в воздухе. Григ сумел воспроизвести трагедию жизни в звуках оркестра так, что сердце слушателя начинает медленно, но все ускоряясь, рваться на части, у человека создается впечатление пустоты и потери чего-то важного и жизненно необходимого.

«В пещере горного короля» - одна из самых эффектных и впечатляющих композиций Грига. Таинственность в начале звучания достигается благодаря повторяющемуся мотиву практически в одной и той же тональности, из-за этого создается иллюзия крадущихся теней, но с ускорением темы кажется, что тени перевоплощаются в огромные массы, в толпу. Величие королевства можно услышать в хоровом пении народа, они жаждут расправы над Пером, посмевшим нарушить их покой. Музыка к концу композиции развивается до отрывистых, громких и резких звуков, изображающих гнев и ярость, агрессивность и воинственность народа подземелья. Это самая знаменитая часть двух сюит – ее оригинальность и в то же время простота темы завоевали мировую славу и признание; она считается идеальным примером всего творчества Грига.
«Плач Ингрид» так же, как и «Смерть Озе», написан в трагическом стиле с одним лишь отличием: в нем начало и конец представляют собой резкие звуки борьбы, которые обрамляют страдания бедной невесты, похищенной Пером. Центральная и большая часть композиции несет в себе зов девушки, адресованный к своему возлюбленному; плач, как волнующееся море, выражается в колеблющихся звуках оркестра: то затихающих, то усиливающихся. Ингрид – одна из жертв эгоизма Пера Гюнта, ее чувства, выраженные в музыке, есть послание всему свету, есть предостережение от злого начала, преобладающего в тот момент в главном герое.
Восточная тема прослеживается не только в «Танце Анитры», но и в «Арабском танце». Непредсказуемость и изменчивость звучания данной композиции выражает недоумение и удивление Пера от увиденной им культуры жарких стран. Их уклад настолько отличен от привычного мира Норвегии – родины Пера, что манящее пение арабских девушек во время танца кажется ему сказкой, услышанной когда-то в детстве от матери. Здесь музыка скорее напоминает горную реку, преодолевающую то крутые отвесные скалы водопадом, то мирные альпийские луга гладкой лазурной лентой среди зелени трав, потому что, как и «Танец Анитры», «Арабский танец» очень изменчив: временами он напоминает стремительный марш сотен солдат, а иногда балладу девушки, манящей своей таинственностью и загадочностью. Григу, со всей своей любовью к норвежскому фольклору, удалось создать удивительный восточный пейзаж, который порой может сказать звуками больше, чем книга словами.
Сложен и тернист был путь молодого странника по миру в поисках морального и физического богатства. Совсем небольшая композиция «Возвращение Пера Гюнта» вобрала в себя все ужасы путешествия главного героя. Напряжение, не спадающее с начала и до конца композиции, как шторм, раскачивающий лодку в открытом океане, создает впечатление нависшей угрозы и близости перелома в гладком ходе судьбы. Здесь кульминационную роль играют ударные, создающие эффект грома, опасности, подстерегающей за каждым поворотом. К концу звучания композиции слышно отдаление рокового момента, словно зарница уже прошедшей грозы, в воздухе зависают рокочущие звуки барабана.

Автор: Юлия Ермошина.