Волшебный мир «Пера Гюнта»
Порой разные виды искусства не могут существовать порознь. Одно может стать вдохновением для другого, может дополнять и вносить особый оттенок, без которого, увы, другое покажется пресным и безликим. Именно союз двух творений может породить шедевр. Это и является первоосновой успеха пьесы Генрика Ибсена и двух сюит Эдварда Грига под общим названием «Пер Гюнт».
В 1867 году мир увидел пьесу «Пер Гюнт», которую быстро осудил за некое моральное и физическое уродство фольклорных героев Норвегии. Единственным персонажем, которому Ибсен придал внутреннюю и внешнюю красоту, была Сольвейг – олицетворение преданности, любви и верности в жестоком мире пьесы. Но ее образ терялся и растворялся в произведении: слишком робкой и хрупкой была ее душа на фоне безобразного окружения похоти, жадности и эгоизма.
По просьбе Ибсена Григ создал музыкальную пьесу, включающую 5 актов из 26 произведений. Но, к сожалению, большинство из них было потеряно и забыто. Осталась лишь небольшая крупица того, над чем так усердно работал Григ и что прославляет его имя до сих пор.
В день премьеры пьесы с музыкой в 1876 году произошло возрождение творения Ибсена и распускание бутона известности Грига. «Пер Гюнт» Грига настолько оживил и подчеркнул лучшее в сюжете ненавистного произведения, что взгляды на его счет поменялись на противоположные. Музыка открыла в пьесе глубину чувств, превратила ее из показа пороков человечества в удивительную сказку с мистическими героями, для каждого из которых был трепетно создан портрет из нот и звуков. Сюиты Грига также подчеркнули важность многих, на первый взгляд незаметных моментов пьесы, чтобы она не казалась бессмысленной сменой персонажей в путешествии главного героя.
В настоящее время музыкальное сопровождение пьесы «Пер Гюнт» состоит из восьми композиций, объединённых в две сюиты. Каждая композиция уникальна, каждая создает определенное настроение; слушающий как бы погружается в неведомый до этого момента мир волшебной сказки Ибсена. Любая часть двух сюит настолько самостоятельна и оригинальна, что может расцениваться как отдельное произведение с собственным мотивом и сюжетом. Многогранность музыки Грига поражает и восхищает: от нежных пасторальных мотивов «Утреннего настроения» до величественных и грозных звуков композиции «В пещере горного короля». Именно видение и передача в музыке таких разнообразных настроений и определяет гениальность создателя произведения.
Поистине реалистичный пейзаж способно передать «Утреннее настроение» с помощью норвежских крестьянских мотивов и нарастания звучания основной темы, ее развития на протяжении всей композиции. Наиболее чистая и светлая часть двух сюит несет в себе идею возрождения, торжества жизни и красоты. С каждым музыкальным переливом рисуется в сознании новый элемент изображаемой картины утра: первые солнечные лучи, щебет птиц, распускание ночных бутонов, ранний озорной ветерок, срывающий с травы росу, звонкое журчание молодого ручья... Но Григ вкладывает в композицию не только пейзаж рассвета, но и пробуждение новых мыслей, идей и желаний человека, что свойственно главному герою пьесы – Перу Гюнту, вечно пребывающему в поисках счастья и своего места в жизни. Эта композиция способна передать его неутомимый внутренний мир, его молодость и жажду открытий.
Самой трагичной частью сюит является «Смерть Озе». Григ также использует градацию музыкальной темы, этим он еще больше подчеркивает тоску и отчаяние главного героя в связи со смертью матери. Переход от тихих моментов композиции к основной теме создает впечатление обреченности, судьбоносности происходящего, немой печали. В ней все: и последние слова матери, и зов о помощи, и агония, и тяга к жизни, и слабое угасание, и слезы сына, и горький предсмертный вздох. Не только Пер Гюнт скорбит по умирающей на его руках, скрипки, виолончели тоже плачут, кричат о закате человеческой жизни, а в конце тихо стонут и сникают вовсе, оставляя лишь чуть заметный след в воздухе. Григ сумел воспроизвести трагедию жизни в звуках оркестра так, что сердце слушателя начинает медленно, но все ускоряясь, рваться на части, у человека создается впечатление пустоты и потери чего-то важного и жизненно необходимого.
Игривая музыкальная тема прослеживается в «Танце Анитры». Дочери вождя бедуинов, которых встречает Пер Гюнт в своем путешествии, свойственна независимость и легкая застенчивость, скрывающая ее страстную, неприступную натуру. Музыка рисует идеальные линии и плавные движения героини, ее поведение можно сравнить с кошачьим: нежность и мягкость резко и непредсказуемо сменяются на властность и отстраненность. В звуках щипковых инструментов ясно улавливаются нотки насмешки дикой красавицы над заблудившимся путником. Ее чары распространяются не только через завораживающие движения, но и через музыку: несмотря на признание в этой девушке амазонки, слушатель все равно восхищен ее изяществом и манящей красотой. Григ создал идеальный музыкальный портрет героини, в котором можно услышать все возможные грани ее характера, внешности и образа жизни.
«В пещере горного короля» - одна из самых эффектных и впечатляющих композиций Грига. Таинственность в начале звучания достигается благодаря повторяющемуся мотиву практически в одной и той же тональности, из-за этого создается иллюзия крадущихся теней, но с ускорением темы кажется, что тени перевоплощаются в огромные массы, в толпу. Величие королевства можно услышать в хоровом пении народа, они жаждут расправы над Пером, посмевшим нарушить их покой. Музыка к концу композиции развивается до отрывистых, громких и резких звуков, изображающих гнев и ярость, агрессивность и воинственность народа подземелья. Это самая знаменитая часть двух сюит – ее оригинальность и в то же время простота темы завоевали мировую славу и признание; она считается идеальным примером всего творчества Грига.
«Плач Ингрид» так же, как и «Смерть Озе», написан в трагическом стиле с одним лишь отличием: в нем начало и конец представляют собой резкие звуки борьбы, которые обрамляют страдания бедной невесты, похищенной Пером. Центральная и большая часть композиции несет в себе зов девушки, адресованный к своему возлюбленному; плач, как волнующееся море, выражается в колеблющихся звуках оркестра: то затихающих, то усиливающихся. Ингрид – одна из жертв эгоизма Пера Гюнта, ее чувства, выраженные в музыке, есть послание всему свету, есть предостережение от злого начала, преобладающего в тот момент в главном герое.
Восточная тема прослеживается не только в «Танце Анитры», но и в «Арабском танце». Непредсказуемость и изменчивость звучания данной композиции выражает недоумение и удивление Пера от увиденной им культуры жарких стран. Их уклад настолько отличен от привычного мира Норвегии – родины Пера, что манящее пение арабских девушек во время танца кажется ему сказкой, услышанной когда-то в детстве от матери. Здесь музыка скорее напоминает горную реку, преодолевающую то крутые отвесные скалы водопадом, то мирные альпийские луга гладкой лазурной лентой среди зелени трав, потому что, как и «Танец Анитры», «Арабский танец» очень изменчив: временами он напоминает стремительный марш сотен солдат, а иногда балладу девушки, манящей своей таинственностью и загадочностью. Григу, со всей своей любовью к норвежскому фольклору, удалось создать удивительный восточный пейзаж, который порой может сказать звуками больше, чем книга словами.
Сложен и тернист был путь молодого странника по миру в поисках морального и физического богатства. Совсем небольшая композиция «Возвращение Пера Гюнта» вобрала в себя все ужасы путешествия главного героя. Напряжение, не спадающее с начала и до конца композиции, как шторм, раскачивающий лодку в открытом океане, создает впечатление нависшей угрозы и близости перелома в гладком ходе судьбы. Здесь кульминационную роль играют ударные, создающие эффект грома, опасности, подстерегающей за каждым поворотом. К концу звучания композиции слышно отдаление рокового момента, словно зарница уже прошедшей грозы, в воздухе зависают рокочущие звуки барабана.
«Песня Сольвейг» - музыка невообразимой красоты и печали. Писать о ней нужно в конце статьи, потому что, являясь шедевром, песня также принадлежит самому доброму и прекрасному персонажу пьесы. Сольвейг – девушка со светлой душой и чистым сердцем, она одна изначально видела в Пере человека и одна верила в победу лучших качеств над его мрачной сущностью, которая не позволяла пробиться им сквозь толстую оболочку человеческих пороков. Музыка нежна и тиха, робость звуков создают скрипки и виолончели, прелюдия к основной теме исполнена в другом стиле, чтобы ввести слушателя в обитель девушки, где она ждет сорок лет своего возлюбленного. В композиции звучат две темы: отчаяния и надежды. Мотив отчаяния есть воспоминания о любимом, мука одиночества, разрушенная судьба и жизнь в тени несчастной первой любви. Тема надежды звучит меньше и занимает промежуточное значение из-за своей мимолетности и зыбкости. Она выражает сладкие грезы о Пере, которые порой посещают Сольвейг ночами, но при ее пробуждении они рассыпаются, как хрупкие замки из сухого песка. И снова приходит осознание неизвестности и печаль томительного ожидания опять ложится на плечи юной девы. Конец композиции Григ написал в стиле прелюдии, чтобы оставить Сольвейг с ее мечтами и страхами одну в хижине в лесу. Самая проникновенная композиция двух сюит вместе с «Утренним настроением» и «В пещере горного короля» является шедевром творчества Эдварда Грига и залогом успешной постановки пьесы Генрика Ибсена, изначально получившей лишь отрицательные отзывы.
Автор: Юлия Ермошина.
В 1867 году мир увидел пьесу «Пер Гюнт», которую быстро осудил за некое моральное и физическое уродство фольклорных героев Норвегии. Единственным персонажем, которому Ибсен придал внутреннюю и внешнюю красоту, была Сольвейг – олицетворение преданности, любви и верности в жестоком мире пьесы. Но ее образ терялся и растворялся в произведении: слишком робкой и хрупкой была ее душа на фоне безобразного окружения похоти, жадности и эгоизма.
По просьбе Ибсена Григ создал музыкальную пьесу, включающую 5 актов из 26 произведений. Но, к сожалению, большинство из них было потеряно и забыто. Осталась лишь небольшая крупица того, над чем так усердно работал Григ и что прославляет его имя до сих пор.
В день премьеры пьесы с музыкой в 1876 году произошло возрождение творения Ибсена и распускание бутона известности Грига. «Пер Гюнт» Грига настолько оживил и подчеркнул лучшее в сюжете ненавистного произведения, что взгляды на его счет поменялись на противоположные. Музыка открыла в пьесе глубину чувств, превратила ее из показа пороков человечества в удивительную сказку с мистическими героями, для каждого из которых был трепетно создан портрет из нот и звуков. Сюиты Грига также подчеркнули важность многих, на первый взгляд незаметных моментов пьесы, чтобы она не казалась бессмысленной сменой персонажей в путешествии главного героя.
В настоящее время музыкальное сопровождение пьесы «Пер Гюнт» состоит из восьми композиций, объединённых в две сюиты. Каждая композиция уникальна, каждая создает определенное настроение; слушающий как бы погружается в неведомый до этого момента мир волшебной сказки Ибсена. Любая часть двух сюит настолько самостоятельна и оригинальна, что может расцениваться как отдельное произведение с собственным мотивом и сюжетом. Многогранность музыки Грига поражает и восхищает: от нежных пасторальных мотивов «Утреннего настроения» до величественных и грозных звуков композиции «В пещере горного короля». Именно видение и передача в музыке таких разнообразных настроений и определяет гениальность создателя произведения.
Поистине реалистичный пейзаж способно передать «Утреннее настроение» с помощью норвежских крестьянских мотивов и нарастания звучания основной темы, ее развития на протяжении всей композиции. Наиболее чистая и светлая часть двух сюит несет в себе идею возрождения, торжества жизни и красоты. С каждым музыкальным переливом рисуется в сознании новый элемент изображаемой картины утра: первые солнечные лучи, щебет птиц, распускание ночных бутонов, ранний озорной ветерок, срывающий с травы росу, звонкое журчание молодого ручья... Но Григ вкладывает в композицию не только пейзаж рассвета, но и пробуждение новых мыслей, идей и желаний человека, что свойственно главному герою пьесы – Перу Гюнту, вечно пребывающему в поисках счастья и своего места в жизни. Эта композиция способна передать его неутомимый внутренний мир, его молодость и жажду открытий.
Самой трагичной частью сюит является «Смерть Озе». Григ также использует градацию музыкальной темы, этим он еще больше подчеркивает тоску и отчаяние главного героя в связи со смертью матери. Переход от тихих моментов композиции к основной теме создает впечатление обреченности, судьбоносности происходящего, немой печали. В ней все: и последние слова матери, и зов о помощи, и агония, и тяга к жизни, и слабое угасание, и слезы сына, и горький предсмертный вздох. Не только Пер Гюнт скорбит по умирающей на его руках, скрипки, виолончели тоже плачут, кричат о закате человеческой жизни, а в конце тихо стонут и сникают вовсе, оставляя лишь чуть заметный след в воздухе. Григ сумел воспроизвести трагедию жизни в звуках оркестра так, что сердце слушателя начинает медленно, но все ускоряясь, рваться на части, у человека создается впечатление пустоты и потери чего-то важного и жизненно необходимого.
Игривая музыкальная тема прослеживается в «Танце Анитры». Дочери вождя бедуинов, которых встречает Пер Гюнт в своем путешествии, свойственна независимость и легкая застенчивость, скрывающая ее страстную, неприступную натуру. Музыка рисует идеальные линии и плавные движения героини, ее поведение можно сравнить с кошачьим: нежность и мягкость резко и непредсказуемо сменяются на властность и отстраненность. В звуках щипковых инструментов ясно улавливаются нотки насмешки дикой красавицы над заблудившимся путником. Ее чары распространяются не только через завораживающие движения, но и через музыку: несмотря на признание в этой девушке амазонки, слушатель все равно восхищен ее изяществом и манящей красотой. Григ создал идеальный музыкальный портрет героини, в котором можно услышать все возможные грани ее характера, внешности и образа жизни.
«В пещере горного короля» - одна из самых эффектных и впечатляющих композиций Грига. Таинственность в начале звучания достигается благодаря повторяющемуся мотиву практически в одной и той же тональности, из-за этого создается иллюзия крадущихся теней, но с ускорением темы кажется, что тени перевоплощаются в огромные массы, в толпу. Величие королевства можно услышать в хоровом пении народа, они жаждут расправы над Пером, посмевшим нарушить их покой. Музыка к концу композиции развивается до отрывистых, громких и резких звуков, изображающих гнев и ярость, агрессивность и воинственность народа подземелья. Это самая знаменитая часть двух сюит – ее оригинальность и в то же время простота темы завоевали мировую славу и признание; она считается идеальным примером всего творчества Грига.
«Плач Ингрид» так же, как и «Смерть Озе», написан в трагическом стиле с одним лишь отличием: в нем начало и конец представляют собой резкие звуки борьбы, которые обрамляют страдания бедной невесты, похищенной Пером. Центральная и большая часть композиции несет в себе зов девушки, адресованный к своему возлюбленному; плач, как волнующееся море, выражается в колеблющихся звуках оркестра: то затихающих, то усиливающихся. Ингрид – одна из жертв эгоизма Пера Гюнта, ее чувства, выраженные в музыке, есть послание всему свету, есть предостережение от злого начала, преобладающего в тот момент в главном герое.
Восточная тема прослеживается не только в «Танце Анитры», но и в «Арабском танце». Непредсказуемость и изменчивость звучания данной композиции выражает недоумение и удивление Пера от увиденной им культуры жарких стран. Их уклад настолько отличен от привычного мира Норвегии – родины Пера, что манящее пение арабских девушек во время танца кажется ему сказкой, услышанной когда-то в детстве от матери. Здесь музыка скорее напоминает горную реку, преодолевающую то крутые отвесные скалы водопадом, то мирные альпийские луга гладкой лазурной лентой среди зелени трав, потому что, как и «Танец Анитры», «Арабский танец» очень изменчив: временами он напоминает стремительный марш сотен солдат, а иногда балладу девушки, манящей своей таинственностью и загадочностью. Григу, со всей своей любовью к норвежскому фольклору, удалось создать удивительный восточный пейзаж, который порой может сказать звуками больше, чем книга словами.
Сложен и тернист был путь молодого странника по миру в поисках морального и физического богатства. Совсем небольшая композиция «Возвращение Пера Гюнта» вобрала в себя все ужасы путешествия главного героя. Напряжение, не спадающее с начала и до конца композиции, как шторм, раскачивающий лодку в открытом океане, создает впечатление нависшей угрозы и близости перелома в гладком ходе судьбы. Здесь кульминационную роль играют ударные, создающие эффект грома, опасности, подстерегающей за каждым поворотом. К концу звучания композиции слышно отдаление рокового момента, словно зарница уже прошедшей грозы, в воздухе зависают рокочущие звуки барабана.
«Песня Сольвейг» - музыка невообразимой красоты и печали. Писать о ней нужно в конце статьи, потому что, являясь шедевром, песня также принадлежит самому доброму и прекрасному персонажу пьесы. Сольвейг – девушка со светлой душой и чистым сердцем, она одна изначально видела в Пере человека и одна верила в победу лучших качеств над его мрачной сущностью, которая не позволяла пробиться им сквозь толстую оболочку человеческих пороков. Музыка нежна и тиха, робость звуков создают скрипки и виолончели, прелюдия к основной теме исполнена в другом стиле, чтобы ввести слушателя в обитель девушки, где она ждет сорок лет своего возлюбленного. В композиции звучат две темы: отчаяния и надежды. Мотив отчаяния есть воспоминания о любимом, мука одиночества, разрушенная судьба и жизнь в тени несчастной первой любви. Тема надежды звучит меньше и занимает промежуточное значение из-за своей мимолетности и зыбкости. Она выражает сладкие грезы о Пере, которые порой посещают Сольвейг ночами, но при ее пробуждении они рассыпаются, как хрупкие замки из сухого песка. И снова приходит осознание неизвестности и печаль томительного ожидания опять ложится на плечи юной девы. Конец композиции Григ написал в стиле прелюдии, чтобы оставить Сольвейг с ее мечтами и страхами одну в хижине в лесу. Самая проникновенная композиция двух сюит вместе с «Утренним настроением» и «В пещере горного короля» является шедевром творчества Эдварда Грига и залогом успешной постановки пьесы Генрика Ибсена, изначально получившей лишь отрицательные отзывы.
Автор: Юлия Ермошина.